Правильный отдых детей школьного возраста
Занятия утренней смены в большинстве школ, начинаются в 8 часов, ну может в 8.30 ч., вставать правильнее всего примерно за час до уроков, чтобы, не торопясь, по порядку все успеть сделать: застелить постель, сделать утреннюю гимнастику, позавтракать и собраться.
В школе компенсировать дефицит движения помогут правильно организованные перемены, физкультурные паузы на уроках, уроки физкультуры, которые, как правило, бывают два раза в неделю. Кстати, многие специалисты считают это явно недостаточным. Эстонские гигиенисты Р.В. Силла и М.Э. Теосте показали, что у детей, занимающихся физкультурой ежедневно, успеваемость выше, самочувствие и состояние, здоровья лучше, чем у их сверстников, которые имели два урока. физкультуры в неделю.
Вернувшись из школы, ребенок должен отдохнуть. Но отдых будет полноценным только тогда, когда произойдет настоящая смена занятий, не связанная с зрительным или умственным напряжением. Необходимы активные игры, движение, свежий воздух.
Для младших школьников отдых — это игра. Она великолепно снимает и умственное и физическое утомление. Эмоциональная разрядка, которую дает игра, тоже ничем не заменима. Игры детей важны не только для их здоровья и физического совершенствования, но и для их духовного развития. "Хорошая игра похожа на хорошую работу", — говорил А.С. Макаренко.
Послеобеденный отдых занимает около 2—2,5 ч. Затем школьник вновь садится за стол, чтобы приготовить уроки на завтра. Подготовка у первоклассников, которым не задают в первое время уроков на дом, требует особого родительского внимания и фантазии. Надо вызвать интерес, увлеченность ребенка тем или иным делом, будь то упражнения в письме, счете, чтении.
Время, оставшееся до сна, дети должны использовать по своему усмотрению: они имеют право на свое свободное время. Другое дело, помочь детям провести его с толком и пользой. Здесь нужны и родительская наблюдательность, и такт, и умение заинтересовать ребенка делами домашними, семейными. Многие родители знают, как тянутся малыши помочь помыть пол, почистить обувь, постирать и т.п. Пусть эта их "помощь" подчас доставляет дополнительные хлопоты. Не надо относиться к таким желаниям детей несерьезно, раздражаться, разрушая в них чувство самостоятельности, гордости от возможности принести пользу. К тому же помощь взрослым воспитывает у ребенка чувство самодисциплины.