Индивидуальный подход к тренировочным упражнениям для укрепления иммунитета
Тренировочные упражнения для детей необходимо составлять учитывая анатомические и физиологические особенности детского организма. В комплекс обычно включаются упражнения на дыхание, для воспитания осанки, для рук и плечевого пояса, для мышц головы и шеи, для мышц ног и таза. Необходимо учитывать и возможности ребенка. Вначале упражнения выбирают самые простые, самые легкие, а заниматься ими нужно не меньше чем месяц. Затем упражнения средней тяжести и сложности, которыми занимаются два-три месяца. Далее можно переходить да более сложные упражнения. Если ребенок во время упражнения тяжело дышит, нужно перевести его на более легкое упражнение, лучше на дыхательное. Жалобы на усталость после упражнений, на боли в мышцах нельзя оставлять без внимания: сделайте массаж или же дайте упражнение на расслабление утомившихся мышц (потряхивание рукой, ногой, покачивание и т.п.). Хорошо после упражнений принять ванну. Гимнастические упражнения должны выполняться строго равномерно. Кстати, большая часть их рассчитана на разгрузку опорно-двигательного аппарата ребенка (их надо выполнять лежа). Для примера можно привести комплекс физкультурных упражнений для первоклассников:
· Упражнение первое, ходьба на месте. Высоко поднимая колени и энергично размахивая руками, 30-40 секунд прошагать на месте. При этом обязательно дышать через нос и смотреть прямо перед собой.
· Упражнение второе, для тренировки дыхания. Заняв исходное положение (т. е. встав прямо), на счет раз-два приподняться на носки, а руки через стороны поднять вверх и сделать глубокий вздох. На счет три-четыре опуститься на всю ступню, расслабить и опустить руки. Наклонив голову вниз, сделать полный вздох.
· Упражнение третье, для рук. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед грудью, локти на уровне плеч. На счет раз-два согнутые в локтях руки отводятся назад. При этом желательно, чтобы лопатки соединились друг с другом. На счет три-четыре пружинисто отводятся назад выпрямленные руки (ладони вверх). Дышать можно произвольно.
· Упражнение четвертое. Исходное положение для него: стойка прямо, ноги врозь, руки на поясе. На счет раз-два делается наклон назад (обязательно прогнуться) и вдох. На счет три-четыре — наклон вперед и выдох. Голову при этом держать прямо.
· Упражнение пятое. Исходное положение: руки опираются на стол, туловище наклонено вперед. На счет раз-два нужно согнуть руки и, делая вдох, коснуться грудью стола. На счет три-четыре руки выпрямляются так, чтобы вернуться в исходное положение. Туловище и ноги при этом находятся на одной прямой линии.
· Упражнение шестое. Исходное положение: ладонь правой руки опирается о стол, левая рука на поясе. На счет раз-два — выдох и приседание на носках. Во время приседания пятки надо держать вместе, а колени врозь. На счет три-четыре вернуться в исходное положение.
Все предыдущие упражнения повторяются 6-8 раз, а это — 10-12 раз, после чего заканчивается зарядка ходьбой на месте в течение 80-40 секунд.
К числу важных гигиенических мер воспитания относится закаливание ребенка. Применение закаливающих процедур основано на способности детского организма вырабатывать всевозможные внешние раздражители сопротивления — адаптационные реакции. Причем эти положительные, жизненно необходимые приспособительные процессы становятся настолько сильными, что дети легко и просто переносят мороз и жару, снег и дождь, т.е. они перестают болезненно реагировать на температурные факторы. Разумеется, все это происходит после многократной тренировки организма, таким образом постепенно делая ребенка сильнее (в смысле физического развития), энергичнее, и укрепляет его иммунитет.